· 0+ · Aljona Shevtsova

От Царской России и СССР до наших дней: как встречали Новый год в Симферополе

После распада Советского Союза новогодние традиции Симферополя не слишком изменились - до сих пор главная елка Симферополя устанавливается на площади Ленина, там же проходят концерты и гуляния. Но мало кто знает, что первую новогоднюю елку в городе нарядили немцы во время оккупации. До этого даже традиции такой не было - масштабно отмечать этот праздник.

Симферопольская елка в 2013 году. Фото:vk.com

На пересечении улиц Пушкина и Гоголя елку впервые поставили еще в 1960х годах. Традицию ставить в этом месте ель возродили в 2010 году. А с 2014 года туда привозят огромную живую вологдоскую ель - ежегодный подарок Крыму от Деда Мороза.

Вологодская ель в Симферополе, 2015 год. Фото: vk.com

В остальном же основные традиции праздника не меняются последние 20 лет. Современному человеку трудно представить Новый год без елки, мандаринов и прочей привычной атрибутики. Но далеко не всегда Новый год был таким, каким мы привыкли его видеть.

Общеизвестно, что в Российской Империи отмечать Новый Год в ночь с 31 декабря на 1 января начали только в 1700 году, при Петре I. До этого же на Руси Новый год отмечался в сентябре или марте. В Крым традиция отмечать Новый Год пришла в 1783-84 годах, после вхождения в состав Российской Империи, тогда же в едва основанном Симферополе прошли первые новогодние гуляния по европейскому образцу. Но вплоть до начала ХХ века праздник был непопулярен, а привычный нам вид он приобрел и вовсе не так давно. Так как же отмечали Новый Год наши предки? НАША составила небольшую историческую справку.

Советские годы

Несмотря на то, что в начале ХХ века Новый Год постепенно начал превосходить Рождество по популярности в народе, действительно всеобщим праздником он стал лишь при советской власти. В период Гражданской войны и НЭПа Новый год отмечался все еще достаточно широко, однако Рождество и связанные с ним традиции преследовались в виду антирелигиозной компании большевиков.

Но уже в 1929 году Рождество было запрещено на законодательном уровне, а Новый год перестал быть праздничным днем и стал обычным рабочим. Под запрет также попала и елка - ее посчитали буржуазным излишеством, одним из символов "старого режима."

Под "Рождество Христово" в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный "Дед-Мороз"
С ёлкой под мышкой саночки вёз,
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти! -
писал советский поэт и общественный деятель Демьян Бедный в 1928 году.

В тридцатые годы произошли небольшие послабления, в частности в 1935 году гонения на елку были признаны излишними, после чего для детей стали проводить общественные праздники с украшением елок. Тогда же и появился привычный нам образ Деда Мороза и Снегурочки. Однако, еще долгое время Новый год не отмечался в привычном для нас виде.

Симферопольские старожилы вспоминают, что до войны в масштабах города Новый год не отмечали. Как ни странно, но первую городскую елку нарядили немецкие солдаты во время оккупации.

- В домах елки начали ставить только незадолго до войны, я еще совсем маленькая тогда была. А вот во время оккупации немцы нарядили живую елку в сквере недалеко от улицы Пушкина, а в саму новогоднюю ночь начали стрелять! Мы тогда сильно испугались и попрятались, думали, ночные бои начались - рассказывает Надежда Борисова, старожил города, родившаяся в 1931 году.

Вскоре же после войны, в 1947 году, 1 января объявили выходным днем, в этот же период в Симферополе начали появляться городские елки. В 50-60х годах праздник приобрел уже привычные нам формы- обязательным атрибутом стали мандарины и салат оливье. Правда, главная городская елка располагалась в довольно непривычном месте - у кинотеатра Симферополь.

Симферопольская елка в 1960х годах. Фото из архива музея истории Симферополя.

В начале 1970х бывшая Базарная площадь подверглась серьезной перестройке, после чего была переименована в площадь Ленина. С тех пор традиционно главную елку Симферополя располагалась там, там же проводились и новогодние народные гуляния.

Праздник до 1917 год

Впервые устраивать народные гуляния с фейерверками на Новый Год стали при Петре I. Специальным указом "О праздновании Нового Года" Петр постановил:

- Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов - из указа Петра I от 20 декабря 1699 года.

Также Петром была введена мода на украшение дома хвойными деревьями по европейскому образцу.

- И кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года. - гласит все тот же указ Петра.

Но традиция не слишком прижилась - в XVIII - XIX веках Новый Год широко отмечали, в основном, в среде дворянства и аристократии, в народе предпочитали отмечать Рождество. Стоит отметить что по старому стилю Рождество в России отмечалось 25 декабря, а значит предшествовало новогодним торжествам. Украшать дом хвойными после смерти Петра I и вовсе практически перестали, возродив традицию лишь в середине ХIX века, уже в царствование Николая I, и то скорее как рождественскую традицию по немецкому образцу.

Но к концу XIX века, в царствование Николая II ситуация меняется и светский праздник понемногу начинает вытеснять религиозный. К началу ХХ века Новый год в Российской Империи начали отмечать действительно широко, хотя рождественские гуляния тоже имели место.

В начале ХХ века получают широкое распространение различные новогодние открытки. Подобные до сих пор можно встретить в личных архивах симферопольцев. Открытка из частной коллекции.

Елка как символ праздника также получает все большее распространение, в 1900х годах появляются первые фабричные елочные украшения. Но большинство жителей Империи продолжали ставить елку к Рождеству, оставляя ее на Новый Год и потому во многих письменных источниках до 1920х годов елку называли рождественской.

В начале ХХ века появилась мода на фотооткрытки к Новому Году, не обошедшая и Симферополь. Фото из частной коллекции.

Последние широкие новогодние гуляния прошли в Российской Империи перед Первой Мировой Войной, в 1913 году. В военные годы праздники старались отмечать скромно, а после 1917 года имперские традиции были уничтожены.