"Когда-то я обслуживала их столики, а теперь беру у них интервью": как работа официанта отразилась на журналисте НАШЕЙ

Каждый из нас любит себя побаловать и сходить в кафе или ресторан. Мы приходим туда отдохнуть, попробовать различные вкусные блюда, а также просто насладиться окружающей атмосферой. К нашему столику сразу подходит официант, приносит меню и интересуется нашим заказом. Мало кто задумывался серьезно о работе официанта, о его обязанностях и о том труде, который ему приходится сделать, чтобы ваш вечер прошел незабываемо. До того, как стать журналистом, я работала официантом. Теперь мне хочется поделиться и рассказать об этой работе изнутри.

Пять минут на кофе

Конечно, в каждом заведении есть определенный рабочий график. Он актуален для директоров, поваров, уборщиц и посудомойщиц, но не для официантов, ведь мы обязаны работать до последнего клиента, очень часто я заканчивала работать и после 12 ночи. С самого утра я обязана убрать летнюю площадку (протереть столы), пересмотреть меню (не порвалось ли где), проверить наличие фраже (столовые приборы - прим.ред.) и чашек, разнести чистую посуду на кухню, привести себя в порядок к началу рабочего дня (заплести волосы - официанты обязательно должны быть заплетены, надеть форму), а потом быстренько выпить кофе с коллегами и приниматься за работу.

Летом работать особенно тяжело, солнце печет, ты бегаешь, и уже разносишь утренний кофе, пытаешься бодро улыбаться гостям, хотя сам еще толком не проснулся. С утра до начала обеденного времени у официантов нет особой напряженки — люди чаще приходят попить кофе и обсудить планы на день.

Обеденная "запара"

Вместе с обедом наступала "жара"! В нашем заведении каждый официант (у нас в смене было трое) брал столик по очереди. В обед на одного человека приходится где-то 3-4 столика. Но для меня такое количество уже вызывало путаницу: чей-то бизнес-ланч уже стоит на кухне приготовленный, за другим - ждут эспрессо, который срочно нужно было забрать у бармена (потому, что кофе живет 30 секунд), а кто-то настойчиво просит холодной воды и пепельницу. У меня всегда была только одна проблема: как все успеть и сделать так, чтобы гости остались довольны. Наверное, я до сих пор не открыла для себя этот секрет. Тогда мне сказали: "Не впадай в запару в голове". С этого момента я научилась структурировать всё по порядку: что, когда и кому нужно разнести.

Должна сказать, что меня очень часто (если не постоянно) выручали мои коллеги-официанты. Они приносили мой суп из кухни или отдавали кофе, который я должна была принести. Да, одно из самых приятных в этой работе (ну в моей так точно) — это люди, которые меня окружали в тот момент.

В обеденное время я практически никогда не успевала поесть. Возможно, только в перерыве, пока мне не нужно ничего никому выносить. Тогда я быстро брала на кухне порцию обеда, и обедала на заднем дворе. Потом снова начиналась "беготня".

Вечерний ад, или почему ты забываешь, кому нести какое блюдо

Вечер в нашем заведении всегда означал большой наплыв гостей. Конечно, мы были этому очень рады, ведь это не только наши деньги, наш "чай", но и интересные моменты с гостями. Большой минус вечера - столов у официанта намного больше, чем рук. Вот представьте себе обычный вечер официанта: у него шесть столов, и каждого стола заказ на кухню и на бар. А если люди за столиками заказывают одновременно, то и обслужить их нужно одновременно. Сразу вынести как минимум трем столам напитки, принять заказ, вынести плед, пепельницу, а кто-то просто хочет узнать, из чего состоит фирменный салат вашего заведения.

Четыре больших бокала пива в одни женские руки

Одним из моих ярких воспоминаний остается прошлый летний финал чемпионата Европы по футболу.

Если бы меня спросили, могу ли я еще раз повторить этот вечер, я бы, наверное, засомневалась. В тот день в смене нас было трое девушек. Люди приходили толпами (на летней площадке у нас была трансляция футбольного матча), и у каждого официанта было по четыре-пять столов, за которыми сидели по 6 — 8 посетителей. Мужчины заказывали по 4-6 бокалов пива, были довольно большие заказы на кухню. И мне (а я не очень-то и сильная девушка) приходилось приветливо улыбаться (по этикету) и нести им эти бокалы, а потом я неслась на кухню за "пивными досками", которые весят практически так же, как и эти бокалы.

Но за тот вечер я испытала столько драйва: обсуждала с гостями футбол, радовалась каждому забитому голу и от души смеялась.

Гости подхватывали тяжелые тарелки на лету

Желание и обязанность каждого официанта — чтобы гость, который пришел в заведение, остался доволен и вернулся сюда снова. У меня были люди, которые узнавали меня и просили, чтобы я обслуживала их столик. Очень приятно пообщаться с интересными людьми, которые уважают тебя, не считая обслуживающим персоналом. Часто попадались люди, которые мне помогали: когда я несу что-то тяжелое, пытались взять, хоть это и неправильно.

Бывало, что мне попадались и грубые, наглые люди, но официант обязан, возможно, и исправить настроение человека, сделать его лучше. Я всегда к каждому столу относилась душевно, хотела, чтобы получили удовольствие от вечера, от общения. Я ждала чаевых, чтобы понять, насколько понравилось мое обслуживание людям, а не из-за денег.

После того, как я проработала официантом некоторое время, я стала просто иначе относиться к этой работе. Это даже в некотором роде искусство общения, подачи блюд, ресторанного обслуживания, но самое главное, это эмоции. Когда веселишься с коллегами, вы помогаете друг другу, и одного взгляда после того, как он помог тебе с "запарой", становится достаточно. Когда приходят интересные люди, ты обслуживаешь их столик и ваше общение проходит на позитивной волне.

Самое тяжелое в этой работе — это физическая усталость. Когда людям хочется посидеть подольше, уже после закрытия заведения, то официанты сидят с ними, контролируя столик и после двенадцати ночи, хотя с самого утра уже был на ногах.

Пролила кипяток на колени - получила 300 рублей

Однажды со мной произошел очень неприятный случай. К нам в заведение пришли наши постоянные гости - очень состоятельные люди. Я обслуживала их столик, и вот, они мне заказали чайник чая. Я иду с полным чайником и чашками, накрыла на стол, пытаюсь поставить чай на стол и тут от тяжести моя рука дернулась, и кипяток вылился на ноги сидящей гости. Я по-максимуму справилась со своим стыдом и страхом, извинилась, приложила лед к ноге пострадавшей женщины, раздобыла "Пантенол" в нашей аптечке и предложила гостье. Они действительно были тронуты моей заботой и страхом в глазах, поняли, что это произошло случайно. Даже получилось так, что на чай они мне оставили около 300 рублей.

Не забывай все сразу записывать

Еще один курьезный случай произошел, вечером, когда наша летняя площадка просто ломилась от количества людей. У меня был столик - молодая пара, парень заказал пасту, я приняла заказ, отправила его на кухню, а сама осталась бегать по площадке, стараясь ничего не упустить. Мои гости уже подзывают меня к себе и спрашивает, когда будет паста. И тут воспоминание об этом блюде просто фейерверком взрывается в моей голове, понимаю, что просто из-за огромного количества дел просто забыла о ней. Наверное, мне так страшно идти на кухню не было никогда. Повара пошли мне навстречу, пасту удалось спасти и подать вкусной гостям, после множества извинений.

Чему меня научила работа официанта?

Конечно, я узнала множество профессиональных терминов и секретов. Теперь я узнала, что люблю гречку и рис в состоянии аль денте (когда продукт готов, но недоварен). Также наш повар горячего цеха рассказал, что существует семь степеней прожарки мяса. Директор и администратор заведения учили меня правильной сервировке, подаче блюд, даже, как нужно правильно, “вкусно” рассказывать о каждом блюде.

Не говорю уже о наших барменах, благодаря которым я узнала как готовить некоторые алкогольные коктейли (алкогольный мохито), какие бывают виски, вина и так далее.

Профессиональный совет

Мой вам совет: если вы в будущем хотите работать журналистом, то перед этим поработайте официантом. Ведь эта работа научит вас не бояться людей, выходить из очень сложных ситуаций, структурировать время.

Единственный минус - на пресс-конференции или совещании в администрации вы будете смотреть в лицо чиновнику, которому когда-то забыли вынести вино. А это не очень приятно.

Фото: Дарья Рыжая
  • Вступайте в НАШУ группу Вконтакте и всегда читайте свежие новости.