“Если раскается убийца, я его не выдам”: крымский священник о личной жизни, тайне исповеди и скандальной “Матильде”

Многие из нас, приходя в церковь, хотят получить нужный совет, утешение или просто выговориться. Наставником в этом деле для нас становится священник. Очень часто люди ошибочно навешивают ярлыки и думают о жизни священнослужителей стереотипами. НАША пообщалась с настоятелем ливадийской Крестовоздвиженской дворцовой церкви семьи Романовых протоиереем Димитрием Гоцкалюком.

Святой отец также работает первым проректором в Таврической духовной семинарии и воспитывает четырех детей. Протоиерей рассказал о выдуманных табу в жизни священника, самом страшном грехе и объяснил почему фильм “Матильда” обижает чувства верующих.

“Неправильно представлять, что священническая семья - это сплошные табу”

– Дмитрий, первый вопрос у нас про вашу профессию - как вы приняли решение стать священником?

– Я из семьи священнослужителей, и, честно сказать, всегда любил церковь. С раннего детства я хотел быть священником. Никогда после этого я не сожалел о своем выборе. Осознанно поступал в семинарию и с радостью принял священнический сан.

– Вы когда-нибудь задумывались о том, какой бы была ваша жизнь, если бы вы не были священнослужителем?

– Дело в том, что все люди, независимо от того, служат или нет церкви, должны, понимая, что они все греховны, стараться жить так, чтобы не сотворить большой грех. Это касается как священника, так и простых мирян. Если человек думает, что может грешить, а потом пойти покаяться - это неправильное представление о православии. Будучи священником, я стараюсь не совершить греха, даже, если бы я им не был.

– Сколько времени вы обычно проводите в храме?

– Это зависит от времени года. Например, в летний период провожу больше времени в церкви. Но, кроме этого, я работаю и первым проректором Таврической духовной семинарии. В учебный период я провожу большее количество времени здесь.

– Расскажите, где вы учились?

– Я закончил Киевскую духовную семинарию и Афинский богословский университет, там же и защитил магистратуру. Получается, что из Крыма я был направлен в Афины, а в 2003 году я вернулся в Крым и принял священнический сан.

– Священник живет другой жизнью, отличительной от других людей. Скажите, не испытаете ли вы чувства дискомфорта из-за того, что вы не можете себе позволить некоторых вещей?

На самом деле, это не совсем так. Человек осознанно от чего-то отказывается в том случае, если оно ему мешает. В свою очередь, это говорит о том, что он занят чем-то более интересным, тем, что ему доставляет удовольствие. Это наоборот, не доставляет дискомфорт, а дарит больше радости. В жизни священника есть, например, и увеселительные мероприятия: дни рождения, праздники, памятные даты, встречи с друзьями.

– Протоиерей Дмитрий, поделитесь, есть ли у вас семья, дети?

– Да, у меня есть семья. У меня четверо детей: три дочери и один сын.

– Как вы познакомились со своей женой?

– Как и большинство студентов - в университете, в Афинах. Честно говоря, я бы не очень хотел распространяться о личной жизни.

– Скажите, вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по стопам отца?

– Я бы хотел, чтобы они всю жизнь прожили рука об руку с церковью и с Богом. Но со своей стороны мы с супругой делаем все, чтобы раскрыть в них то, что каждому нравится. Я хочу дать им образование в том направлении, к которому у них есть склонности. Не вижу ни одной профессии, которая предполагала бы обязательный уход из церкви.

– Скажите, соблюдают ли пост ваши дети?

– Да, они держат пост, но как и ко всяким детям, у них есть некоторые снисхождения. Но они отказываются от каких-то детских увлечений. Это связано с телевизором, сладостями. На период поста они должны сосредоточиться на других вещах: больше читать и причащаться.

– Не запрещено ли им смотреть какие-то развлекательные ток-шоу по телевизору?

– Нет, их можно смотреть. Если дети сделали все уроки и готовы к завтрашнему дню, у них есть свободное время, они могут делать то, что хотят. Детей нельзя совсем не ограничивать, но и нельзя запрещать им все. Я считаю, что главная задача родителей - подготовить их к тому, чтобы они начали самостоятельно принимать правильные решения. Неправильно представлять, что священническая семья - это сплошные табу на развлечение, телевизор, чтение книг или общение с друзьями.

– Не секрет, что у священников небольшая зарплата. Скажите, хватает ли вам на всё, чтобы содержать свою семью?

– В разные периоды времени по-разному решался вопрос материального обеспечения духовенства. Сейчас заработная плата определяется приходским советом. Если приход более состоятельный, значит и бюджет у приходского совета больше. С Божьей помощью, мне хватает моей зарплаты на содержание семьи.

“Раскрыть тайну исповеди - преступление из ранга смертельных”

– Настоятель Дмитрий, вы наверняка присутствовали при отпеваниях, выслушивали болезненные исповеди? Как вы научились справляться с осадком, который остается у вас на душе?

– Первое, что нужно понимать: священник - это не психоаналитик, он служитель, а исповедь - это таинство, в котором участвует сам Господь. Задача священнослужителя - помочь организовать встречу в общении человека с Богом. Искусство исповеди приобретается с жизнью и с опытом. Безусловно, после исповеди в душе след остается, не всегда печальный, иногда и радостный. На исповеди иногда видишь, как человек трудится, и что у него получается. И эта радость, даже если она одна на десять, наполняет силами больше, чем обессиливают те или иные недуги. Когда любишь и жалеешь человека, то иначе смотришь на то, что он говорит плохое.

– Скажите, если человек на исповеди признался в убийстве, должен ли священник рассказать об этом правоохранительным органам?

– Нет, священник не имеет права раскрывать таинство исповеди. В царское время был закон, который обязывал священников доносить на террористов, убийц. Сегодня нет ни одного закона, который бы принуждал священника доносить на кающегося грешника. А если священнослужитель совершает это, то он наступает на свою совесть. Ведь первый и главный канон запрещает раскрывать тайну исповеди. Это преступление из ранга смертельных

– Сейчас многие люди позиционируют себя атеистами. Многие из них - крещеные с детства. Почему и из-за чего это происходит?

– Это происходит по разным причинам. Кто-то в детском возрасте, а кто-то и будучи взрослым просто не понимал, что он делает. Ребенок должен креститься по вере родителей, они, в свою очередь, осознают, что именно они просят у церкви. Если крестится взрослый человек, то он обязан понимать, как теперь изменится его жизнь, должен верить и соблюдать слова Господа. Только в том случае, если он готов к такой жизни, человек может креститься. Когда люди были не готовы к этому, они видят, что в их жизни ничего не меняется. А это происходит по той причине, что они не говорят с Господом и продолжают греховно существовать.

– Бывает так, что люди разочаровываются в Боге. Они нарекают на то, что в их жизни ничего не меняется.

– Эти люди разочаровываются не в Боге, а в себе. Они приходят в храм и просто не знакомятся с Богом. Такое происходит, когда люди относятся обрядоверчески: только свечки поставили и молебен заказали. Нужно каяться в своих грехах, менять свою жизнь. Разочарование людей совершается не Богом (они его просто не узнали), а тем образом жизни, которым они попытались начать жить, но не смогли.

– Получается, для того, чтобы верить и получать поддержку Бога, не обязательно ходить в церковь?

– Нет, не так. Для того, чтобы узнать Бога, нужно не только ходить в церковь, а еще и всем сердцем поверить в него и начать его искать. Ведь без веры беса (дьявола) из своей жизни прогнать невозможно.

“Самый большой грех это тот, который не раскаянный”

– Отец Дмитрий, как вы относитесь к ясновидящим и гадалкам? Могут ли они действительно помочь человеку?

– Я считаю, что это вредительство и предательство. Ведь Христос всегда проповедовал и говорил о том, что духовный мир существует. Ясновидящие начинают верить бесу вместо того, чтобы общаться с Богом. Это и есть один из самых тяжелых грехов. Бесы могут помочь вам местно и временно для того, чтобы потом полностью завладеть здоровьем и сном. Никакую помощь вы там получить не можете. Не всегда нужно уходить от скорби, некоторую нужно просто пережить.

– Действительно ли самым страшным грехом является смена веры? Как вы относитесь к этому?

– Сменить веру христианину по сути просто невозможно. Если человек крещеный, он навсегда останется в этой вере. После ухода в другое вероисповедание он все равно будет судиться как христианин. Хуже всего - пойти против Бога. Другая вера может принять человека, но для Бога он всегда остается сыном, который ушел.

– Какой грех является наибольшим?

– Самый большой грех - это тот, который не раскаянный. Самоубийство - это грех, за который уже не может быть покаяния потому, что человек ушел из жизни. Например, уход из веры может быть оплакан, раскаян.

– Отец Дмитрий, скажите, смотрели ли вы трейлер нашумевшего фильма “Матильда”? Есть ли там, по вашему мнению, оскорбление чувств верующих?

– К сожалению, есть. Я считаю, что этот фильм не полезен для верующих. К нему есть две претензии: первая - он совершает клевету на государя императора. Ведь он не изменял своей жене, это неправда. А для святого это важно. Может, человек который пять раз изменял своей жене, подумает: “да ладно, что уж там, на кого пальцем не тыкали”. Да, у него была любовь к Матильде, как у многих юнош. Но после объяснений с Матильдой и Александрой Федоровной (его женой - прим.ред.), а особенно после бракосочетания, у него никаких связей с первой не было. Это отображено у Матильды в дневниках и у государя, а также у его жены.
Вторая претензия заключается в том, что этот фильм снят на деньги налогоплательщиков. Это вопрос даже не к гр. Учителю, а к министерству культуры. Как оно может тратить наши деньги на вещи, которые уже заведомо будут скандальными. Они что, не читали сценарий? У нас должно быть единство, а они даже внутри православных сеют рознь.

– Протоиерей Дмитрий, расскажите, как вы видите свою жизнь в будущем? Какая ваша цель?

– У меня в жизни очень много целей. Но все-таки главным является приготовление ко встречи со Христом. Мне очень много хочется успеть сделать в жизни, ведь она слишком коротка. Я чувствую на себе Божью любовь и доверие со стороны Небес, хочется это оправдать. Ведь, когда мы встретимся с небесным Отцом, хочется, чтобы эта встреча была радостной, без обид и опускания глаз.

  • Вступайте в нашу группу ВКонтакте и всегда читайте свежие новости.