Ратоборец Алексей Овчаренко: "Было чертовски страшно помереть среди крымского леса"

НАША встретилась с Алексеем Овчаренко, управляющим партнером агентства "Ратоборцы", человеком, который придумывает и реализовывает исторические и реконструкторские проекты. Один из них жители и гости Севастополя могли оценить с 9 по 17 сентября, побывав на Федюхиных высотах. В эти дни проходил третий Крымский военно-исторический фестиваль (КВИФ-2016), организованный при содействии Российского военно-исторического общества.

Первый раз с Алексеем Овчаренко, выступающим координатором КВИФ-2016, мы встретились в день открытия. Естественно, наш разговор шел о том фестивале, который Алексей привез в Севастополь.

Алексей Овчаренко, координатор Крымского военно-исторического фестиваля, управляющий партнер агентства "Ратоборцы", г. Москва

Историчность сознания

– Алексей, как у вас возникла идея организовать исторический фестиваль в Крыму?

– В Крым я ездил с 90-х годов, как человек, который любит историю, независимо, какое здесь было государство. Крым и Севастополь для меня – это некие пласты истории, которые здесь раскрываются. Мы (агентство "Ратоборцы" – прим. НАШЕЙ) много делали исторических проектов и фестивалей в разных регионах нашей необъятной Родины. Где-то с 2008 года я вынашивал идею сделать что-то подобное в Крыму либо Севастополе.

Вообще, такие вещи приходят спонтанно, абсолютно на коленке. Так я придумал московский фестиваль "Времена и эпохи". Концепция крымского проекта родилась за неделю.

Но я не предполагал, что проект получится таким масштабным и перспективным, как сейчас. Для меня стало сюрпризом, что в Севастополе обнаружился очень большой потенциал.

– Что стало для Вас основным поводом сделать фестиваль?

– Ключевых моментов, которые сразу стали для меня очевидными, два. Во-первых, здесь фестиваль можно делать гораздо дольше, в то время, когда в Центральной России его делать уже нельзя. В сентябре, когда у нас в Москве осень, дожди, и тучи разгоняют только самолетами на день города, в Крыму – отличная погода. Во-вторых, фестиваль нужно делать на несколько эпох, потому что в Крыму и Севастополе произошло огромное количество событий в самые разные исторические периоды. Так родилась концепция многодневного Крымского военно-исторического фестиваля.

Немаловажный момент – вроде как мы находимся в городской черте, недалеко от центра по московским меркам, а с другой стороны, Федюхины высоты – это достопримечательное, но абсолютно дикое место. Раньше здесь "охотились", люди ходили с миноискателями и располагалась военная часть. Вот пожалуй и всё. Кроме этого, место историческое, а для многих реконструкторов это важно, особенно для поздних периодов, начиная с Крымской войны.

Такое сочетание дает очень хороший потенциал, своего рода, гены фестиваля. Во что это разовьется, посмотрим дальше.

Алексей Овчаренко среди высоких гостей после официальной церемонии открытия КВИФ-2016

– Есть какие-то сложности с организацией такого масштабного проекта в Севастополе?

– Конечно, мы страдаем, что здесь нет какой-то четкости и прозрачности. Все время какие-то изменения, но нам это нравится. Вспоминаются наши молодые годы, когда мы начинали организовывать фестивали в конце 90-х – начале 2000-х. Надеемся, мы поспособствуем установлению здесь правил, научим формату работы над крупными культурно-массовыми мероприятиями. Сумеем объяснить, для чего нужны оргкомитеты, как работать с безопасностью, с полицией. Я тешу себя мыслью, что приношу сюда, в Севастополь, лучшие практики организации фестивалей в России. Мне приятно, что тот, кто в этом действительно заинтересован, воспринимает и применяет мой опыт на своих мероприятиях.

– Вы сотрудничаете с местными организациями?

– На Крымском фестивале местных реконструктов задействовано немало. У них много идей, что-то они пытаются сами реализовывать, какие-то свои чаяния связывают с нами. По целому ряду эпох мы опираемся именно на крымчан и севастопольцев. Они сами пишут концепции. Мы, со своей стороны выделяем прямое финансирование на их творческую реализацию.

Реконструкторский фестиваль – это некий театральный процесс, поэтому обязательно нужно давать людям момент творчества. Вот есть у человека мечта, которую он давно хотел реализовать, а мы ему в этом помогаем.

– Зачем Вы это делаете, что Вам, Алексею Овчаренко, дают исторические фестивали?

– Это такой вопрос – философский. У меня есть на него и прикладные ответы, но все-таки остановлюсь на первом. Есть такое понятие – историчность сознания. Например, у каждого китайца она в крови. Это значит, что каждый китаец ассоциирует себя с великой китайской нацией и тем опытом поколений, который идет от Конфуция и каких-то глубинных глубин до наших дней. Это проявляется во всем. Жизнь каждого китайца строится из того, какой багаж культурного наследия за ним находится.

Такие фестивали, как военно-историческая реконструкция, позволяют, на мой взгляд, привить нам – русским людям – вот эту историчность сознания. Мое мнение – у нас ее нет. Отсутствие историчности сознания позволяет делать какие-то вещи, абсолютно не приемлемые в нормальном обществе. Хорошо, если ты сам – культурный человек, а нет – совсем печально. У китайцев тоже есть бескультурие, но при этом историчность сознания позволяет им совершать такие абсолютно повседневные подвиги, именно как нация. Вот нам больше нужна война, "последний момент", тогда – да – русские раскрываются. Мне кажется, стоит задуматься, чтобы раскрываться не только в критический момент, а по жизни, чтобы соотносить свои действия с тем, что происходило в нашем прошлом.

Позже, в разгар фестиваля, нам удалось увидеть своими глазами, как реализуется идея внедрения историчности сознания на площадках Крымского военно-исторического фестиваля. Гости мероприятия, с которыми нам удалось пообщаться, говорили именно об этом – о важности фестиваля для приобщения детей к истории и нашему прошлому.

Шоковая терапия от Минкульта

В предпоследний день КВИФ-2016 мы застали Алексея Овчаренко на площадке на Федюхиных высотах.

– Алексей, наверняка, Вы позже будете подробно анализировать, что получилось, что нет. Сейчас можете сделать какие-то предварительные выводы, как прошел фестиваль?

– В этом году Министерство культуры выделило значительно меньше денег, чем в прошлом. Из-за того что урезали финансирование, от многого пришлось отказаться. Тем не менее, нам удалось организовать значительно больше услуг на фестивале, чем было предусмотрено техническим заданием. С одной стороны это скверно – за это время цены в Крыму, да и вообще, везде, выросли. С другой – может быть вот такая шоковая терапия позволит фестивалю быстрее перейти в туристический формат. Изначально все наши проекты мы строим так, чтобы постепенно и системно снижать долю финансирования из федерального бюджета. Это не потому, что мы такие альтруисты, а потому, что сегодня дают, а завтра нет. Если ты сам не построишь рабочую модель, которая работает и без этих денег, то все и развалится. А мы в проекты вкладываем душу, силы и не хотим, чтобы все развалилось.

Будут давать федеральные деньги – хорошо, мы будем делать что-нибудь дополнительное. Местный бюджет будет помогать, косить траву, например, – тоже замечательно. Но со временем мы планируем подтянуть бизнес, в том числе и крупный. Вообще, раньше этого боялись – сочетание частного и государственного финансирования. Мы же строим систему, где все абсолютно прозрачно, и каждый, кто дает деньги, сможет достичь своих целей – Министерство культуры способствовать духовному развитию, бизнес – заработать.

А мне важно сохранить эту линейку, и, думаю, это важно и для Севастополя, для его жителей и туристов.

– Есть какие-то наработки?

– Перед нами стоит задача развивать системно эту площадку (на Федюхиных высотах, – прим. НАШЕЙ). Об этом я говорил в прошлом году, здесь нельзя проводить один фестиваль в сентябре. Их нужно несколько. Здесь нужно развивать инфраструктуру, благо, всё есть для этого. Я над этим работаю. Есть некая общественная инициатива по развитию всего Балаклавского района. Вектор один – минимизировать финансирование государства. Пока же та первичная задача, которая перед нами стояла – чтобы мероприятие состоялось – выполнена.

"Ничего, не помер – преодолел себя"

То, что мероприятие удалось, очевидно. Наша беседа с Алексеем проходила среди лагеря союзников времен Крымской войны, где сновали восторженные зрители. Вокруг то и дело раздавались звуки выстрелов. Невольно приходят мысли о вечном. Тем более, накануне встречи Алексей, как участник фестиваля, отправился в поход с римскими легионерами на плато Эски-Кермен. Путешествия происходят "с полным погружением", то есть в аутентичной одежде и со снаряжением того времени.

Поход "на Рим"

Во время похода, как признался Алексей, он "чуть не двинул кони". Мы не могли не спросить о самочувствии.

– Как сейчас Ваше здоровье?

– Все хорошо. Был временный скачок давления. Такое бывает. Нервы. Все болезни от нервов.

– Вы, действительно, почувствовали, что уже все – "на краю"?

– Нет, не на краю, конечно. Последние исследования показывают, что у человека в такие моменты происходит всплеск эндорфинов, и сочетаются ощущения счастья и тревоги. У меня была только тревога, так что я был не особенно на краю. С другой стороны – ну, люди же умирают. В последнее время мы о смерти не думаем. Мне кажется, это неправильно. От этого мы перестали ее воспринимать, как нечто естественное. На самом деле, умирать – это естественно. Сама по себе жизнь – это не самое важное, есть более значительные понятия. Это мое сугубо личное мнение. При этом ты должен ценить жизнь другого человека, но не свою, ты должен ставить себе более глобальные цели. Но это, конечно, не отменяет, что было чертовски страшно помереть где-нибудь посреди крымского леса и гор, в разгар мероприятия. Ничего, как видите, не помер, преодолел себя.

– Вы вообще в походах "с полным погружением" часто участвуете?

– Последнее время чаще. Были у нас походы, связанные с викингами. Мы ходили на лодках и гребли на веслах, были зимние походы, конные переходы. Я не разделяю такие понятия, как работа и отдых. У меня все перемешалось. Для меня это и любимая работа, и отдых. Не просто хобби, а образ жизни – я живу этим всем.

Алексей Овчаренко на фестивале "Времена и эпохи-2015", место проведения: Москва, музей-заповедник "Коломенское"

Походы для меня – это часть дела. Таким образом я показываю, что это может быть интересно людям, проверяю на себе. Естественно, в такой жесткий поход, как в Крыму, я не возьму туристов. Зато я лично увидел, что там отличная тропа. Если людям дать маленькие фурки (рюкзак со снаряжением римского легионера, – прим. редакции), не такую, как была у меня – с 25-ю килограммами снаряжения, – это будет крутой маршрут "на Рим". Классно, интересно, и который люди пройдут. В Севастополе есть все для организации таких походов. В Подмосковье такого нет – сделать маршрут, где ты ни разу не соприкоснешься с цивилизацией, и при этом глаз отдыхает. Это уникальные вещи. В этом направлении тоже нужно развиваться в рамках фестиваля – организовывать туристические выезды за территорию. Фестиваль будет базой, а походы – это допуслуги.

Не Google

– Коль скоро наш разговор снова вернулся к фестивалю и работе, такой вопрос. Это ведь не просто – организовать такое масштабное мероприятие. При этом у вас не очень большая команда. Ваши сотрудники говорят, что Вы – лояльный руководитель и даете свободу творчества. Раскройте секрет?

– На самом деле, я – деспот. Мне кажется, что сочетание таких подходов: предоставление свободы для творческой реализации и проявление жесткой принципиальности в отдельных вопросах – только так и можно работать в современном мире. Я никогда не наказываю за ошибки, которые сделаны первый раз, но люди знают, что гарантировано будут уволены, если одну и ту же ошибку сделали дважды. Нет, на второй раз – предупреждение, на третий – увольнение без разговоров. Ошибки – это и есть опыт, только так люди и учатся. Поэтому я и даю им такую возможность – ошибиться. А так, да, проект у нас творческий, даже в технических частях.

– Каким должен быть человек, которого вы возьмете в команду?

– Со мной кто угодно может сработаться. Главное, чтобы человек выполнял то, о чем я прошу. Важно, чтобы он приносил свои идеи для решения задачи, а не отговорки, почему он не смог чего-то сделать. На этом у нас, в общем-то, все строится.

При этом у нас не компания Google, мы не торгуем пикселями. Мы не так много зарабатываем, а труд у нас очень тяжелый. Всем кажется, делать исторические праздники – это так классно. Постоянные путешествия, общение, природа. На самом деле, 90% времени мы проводим за компьютером.

– Ну а если зрители не замечают закулисья и вашего тяжелого труда, значит, вы все сделали правильно, и команда работает, как единый механизм?

– Да, пожалуй, это так.

НАША справка:

Алексей Овчаренко – реконструктор, кандидат исторических наук, управляющий партнер агентства "Ратоборцы", г. Москва. С 2014 года при содействии Российского военно исторического общества организовал реконструкторский фестиваль в Севастополе на Федюхиных высотах.

​Вступайте в НАШУ группу "ВКонтакте", узнавайте новости первыми и выигрывайте призы!