"Технопарки, новые детсады и развитие КФУ": Наталья Гончарова рассказала о будущем крымского образования

Наталья Гончарова занимает кресло министра образования Республики Крым уже четыре года, до этого вся ее деятельность была связана с преподаванием. Учителем географии в симферопольской школе Гончарова проработала около пятнадцати лет, поэтому все проблемы знает "изнутри". НАША подняла с министром актуальные вопросы общественности и крымского образования, а также узнала о нововведениях в индустрии знаний.

О детских садах

– Наталья Георгиевна, давайте начнем с наболевшего вопроса об очередях в крымских детсадах. Сколько детей не могут получить место в саду и как решается эта проблема?

За три года в составе Российской Федерации в Крыму создано более 12,5 тысяч мест, но очередь остается актуальной. Своего места ждут 24 тысячи крымских детей от рождения до 7 лет. В актуальной очереди сейчас числится около 9,5 тысяч деток. Проблема будет решаться несколькими способами. Во-первых, выделено порядка 500 миллионов на приобретение модульных садов. Далее – 74 новых детсада планируется построить по программе федерально-целевого развития. Также наше министерство с 2014 года поддерживает предпринимателей, которые открывают частные детсады, финансируется в полном объеме фонд оплаты труда в частных учебных заведениях. В некоторых городах Крыма открыты более 100 групп кратковременного пребывания. Есть еще один выход – семейные детские сады. Но в Крыму, к сожалению, это направление не нашло поддержку у граждан.

О школах

– Ранее в администрации Симферополя поднимали вопрос, что дети в школах учатся в две-три смены. Планируется ли исключить вторые смены?

В среднем по всей России более 25 процентов детей учатся во вторую смену. У нас это – 9,5 процентов. В любом случае, вторая смена будет исключена. По программе ФЦП предполагается строительство восьми новых школ, а с 2018 года мы участвуем в федеральной программе "Школа 21 века". Таких школ будет строиться две в следующем году – в Симферополе и в Керчи.

– Наталья Георгиевна, расскажите, какими будут "Школы 21 века"?

Они будут строиться по последним требованиям и технологиям. Там будут технопарки, комнаты психолога, комнаты для дополнительного образования и после урочной деятельности. Кроме того, мы должны вовремя подготовить кадры, которые будут заниматься с детьми по этим новейшим технологиям.

О студентах и университетах

– Недавно симферопольские власти предложили построить университет по аналогии со Стенфордом, на сайте даже опубликовали опрос по этому поводу. А как вы считаете, нужен ли такой университет на полуострове?

Наш федеральный университет (КФУ) может быть вторым Оксфордом или просто самым лучшим среди всех остальных. Есть прекрасная программа его развития, ее нужно реализовать умелыми и правильными рукам, сделать свое имя и бренд. Качество образования – это сейчас две составляющие: желание и знания, которые дают в университете.

– Хотелось бы затронуть вопрос стипендий. Не секрет, что она небольшая – всего 1500 рублей. Ведет ли министерство какую-либо работу, чтобы стипендии повысить?

Конечно, этой суммы не хватает. Я считаю правильным то, что половина студентов ищут подработку и работают уже с 3-4 курсов. Эти 1500 рублей – социально-гарантированная стипендия, которую получает абсолютно каждый студент (бюджетной формы обучения). Для того, чтобы ее повысить, студент должен стремиться к большему. Ведь некоторые получают стипендию, которую можно приравнять к средней зарплате. Но для этого нужно выполнять определенные условия, которые поставлены учебным заведением.

– Скажите, какой, по вашему мнению, наибольший прорыв сделала система крымского образования после присоединения к России?

Во времена Украины люди даже не верили и не становились в очереди в детские сады. На начало 2014 года в министерстве ее даже назвать не могли, а когда места начали появляться, и люди поверили, становились в очередь. Сравните: За 20 лет в составе Украины – 270 новых мест и за 3,5 года при России – 12 500 мест, а к декабрю это будет еще плюс 700 мест.

– Сейчас половина выпускников выбрали добровольно форму государственной итоговой аттестации ЕГЭ (единый государственный экзамен). Это говорит о том, что качество содержания образования не просто шагнуло вперед, а сделало за три года рывок.

– Одним из самых важных этапов в крымском образовании стало создание федерального университета. Ведь в начале 2014 года в Крыму было зарегистрировано 97 вузов. У нас даже не было полномочий для их контроля. На сегодняшний день – это 10 университетов.

О вдохновении

– Наталья Георгиевна, у вас такой плотный рабочий график. Скажите, откуда вы черпаете силы и вдохновение?

Я себя считаю, наверное, не совсем типичным министром, потому что я достаточно доступный человек и стараюсь решать проблемы не только отрасли, но и каждого человека в отдельности. Могу сказать, что я не боюсь принимать решений, иногда, может быть, даже самых непопулярных, потому что основная моя профессия – это, прежде всего, учитель. К ней я всегда готова вернуться. Это тоже помогает потому, что не всегда нужно оглядываться назад, ведь есть очень быстрые решения. Честно скажу, у меня хороший сон (улыбается прим.), поэтому даже за очень короткий период я успеваю выспаться.

  • Вступайте в НАШУ группу Вконтакте и всегда читайте свежие новости.